История

Несколько слов о Дворце культуры

Дворец культурыуниверсальное, неповторимой архитектуры здание, под крышей которого прекрасно ладят культура, искусство, красота и уют. Каждый входящий в него ощущает особую ауру учреждения, где царит мир гармонии и добра.

Посетителям Дворца приятно отдохнуть у Зимнего сада, который символически объединяет клубную и зрелищную часть. За ним располагается постоянно действующая выставочная галерея. В ней экспонируются работы художников, мастеров декоративно-прикладного творчества Молодечненского региона и других областей Беларуси.

Зрительский комплекс состоит из вестибюльной группы и фойе, располагающихся на двух этажах. Современная отделка благородными материалами создаёт ощущение величия и красоты. Фойе встречает зрителей блеском люстр и канделябров. Объёмные оконные витрины создают ощущение глубины и пространства. Во время фестивалей, праздников фойе украшают выставки мастеров декоративно-прикладного творчества, флородизайна. 

В учреждении ежегодно проходит около 400 мероприятий различного уровня. Постоянную прописку здесь получили концертные программы в рамках Национального фестиваля белорусской песни и поэзии “Маладзечна”, а также Открытый конкурс юных исполнителей эстрадной песни “Маладзічок”, Открытый конкурс «Мир красоты» по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и ногтевому сервису

Республиканский турнир по спортивным бальным танцам “Кубок Молодечно” и многие другие.

Далеко за пределами Молодечно известны своими талантами и самобытностью ведущие творческие коллективы Дворца: сегодня на базе учреждения работает 32 клубных формирования,  половина из них рассчитана для занятий детей и молодёжи. Двенадцать коллективов имеют звание “Заслуженный”, “Народный” и “Образцовый”. Визитной карточкой является заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь ансамбль песни и танца “Спадчына”.

Гордится Дворец культуры многочисленными выпускниками вокальных и хореографический ансамблей и студий, которые свои первые шаги в искусство делали именно на нашей сцене.

Особого внимания заслуживает большой и дружный коллектив Дворца культуры. Это высокопрофессиональные специалисты с весомым практическим опытом, мощным потенциалом в реализации самых смелых, ярких, масштабных проектов. Во главе центрального учреждения культуры г.Молодечно стоит талантливый организатор и умелый руководитель Светлана Григорьевна Сороко.

История строительства

Необходимость строительства в Молодечно Дворца культуры была доказана временем, и это чувствовалось не только в городе, но и области. Так сложилось, что красивый, перспективный город с развитой инфраструктурой, известный своими фестивальными песенными традициями не имел места для проведения масштабных культурных мероприятий. В качестве сценических площадок были задействованы различные учреждения культуры и образования. Многим творческим коллективам приходилось работать в неприспособленных условиях, а это сказывалось на возможности полноценно реализовать свои творческие способности, собрать широкую аудиторию зрителей. О возможности пригласить в город настоящих звёзд эстрады приходилось только мечтать. И, наконец, в 1989 году в центре города была начата реализация проекта по строительству величественного по своей архитектуре здания – Дворца культуры.

Однако из-за недостаточности финансирования строительство объекта было временно приостановлено. Как оказалось впоследствии, на многие годы. Оптимистическое настроение быстро сменилось противоположным,  о чём свидетельствовали заголовки газетных статей того времени.

Работы по строительству Дворца культуры были возобновлены в 2001 году. После посещения Президентом Республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко, он стал одним из приоритетных объектов строительства. И уже в 2002 году Дворец культуры гостеприимно открыл двери для посетителей.

Для работников культуры стало не только огромной честью, но и ответственным экзаменом работать во Дворце – дополнить красоту внешнюю, созданную руками строителей, красотою внутренней, наполнить Дворец атмосферой творчества и высокого искусства – вдохнуть жизнь в красивое архитектурное здание. И эта задача не из простых. Но уже с самых первых, очень ответственных мероприятий областного и республиканского уровня стало понятным, что всё получится…

Сейчас Дворец культуры известен своими талантливыми людьми, творческими идеями, инновационными методами работы далеко за пределами Молодечно и столичной области.

Будем знакомы - 20-летию Дворца культуры посвящается (1 часть)

развернуть

                                                      20-летию Дворца культуры посвящается

 

                                                                           Н А Ч А Л О

 

Когда после насыщенного трудового дня разойдутся по домам работники и последние посетители Дворца, охрана проверит безлюдность коридоров и безопасность здания, а все, что звенело, играло, репетировало и плясало затихнет, тогда наступает звенящая тишина, изредка нарушаемая тихими шагами дежурных.

Дворец, вольно раскинувшийся сливочно-кремовой громадой посреди темнеющего пространства, со стороны проспекта кажется огромным мастодонтом, отдыхающим после дневных забот, чтобы утром вновь заглатывать распахнутыми дверями спешащих по своим кабинетам сотрудников посетителей и участников многочисленных творческих коллективов, студий и клубов по интересам. И опять закипит, запляшет, заиграет и запоет  его ежедневная жизнь.

Возможно, кому-то будет интересно знать, что прежде чем приступить к  строительству Дворца культуры, городскому начальству не однажды пришлось обращаться за соответствующим разрешением не только в областные и республиканские структуры с обоснованием жизненной необходимости создания в Молодечно нового объекта культуры, но и положительного решения  этого вопроса в высоких московских инстанциях.

Цитата из интернета о Дворце: «Город, богатый культурными традициями, не имел места для проведения масштабных мероприятий. В качестве сценических площадок были задействованы различные учреждения культуры, учебные заведения и предприятия. Многим коллективам приходилось работать в условиях, неприспособленных для реализации своих творческих способностей, собрав широкую аудиторию. О возможности приглашения в город звезд эстрады приходилось только мечтать.»

И, когда, наконец, один из уважаемых молодечненских ходатаев – кавалер звезды «Герой труда», депутат Верховного Совета СССР, председатель колхоза «Светлый шлях» Владимир Михайлович Калачик отвез в союзную столицу очередной документ-просьбу, московские чиновники не смогли отказать. А такая необходимость  уже остро назрела. Город развивался, население увеличивалось, Молодечненскому региону было недостаточно на то время учреждений культуры, а многочисленным коллективам художественной самодеятельности, побывавшим не однажды на гастролях в близком и далеком зарубежье, требовались новые условия для работы и концертной деятельности. Да и зрителям время диктовало и требовало новых впечатлений и эстетического разнообразия.

И вот в 1986 году после коллегиального обсуждения и выбора места будущей стройки, минским архитектором Владимиром Даниленко был разработан проект, а в 1988 году началось строительство Дворца.

Кстати, когда обсуждалось место  для размещения нового учреждения культуры, некоторые горячие головы отстаивали предложение возвести его напротив гостиницы, там, где теперь радуют глаз молодечненцев и гостей города фонтан и скульптурная группа влюбленных юноши и девушки, как символ молодости, красоты и цветения жизни. Спасибо тем, кто эту идею не поддержал.

Двадцатилетним и совсем юным  горожанам теперь и невдомек, что в том месте, где сейчас придворцовая площадь, была заросшая буреломом, высокими тополями и ольшаником болотистая низина. Взгляните на снимок В. Стельмаха 1988 года (начало подготовительных работ), запечатлевшего  после раскорчевки деревьев остатки былой «красоты».

Выкорчевать деревья, привести  тонны песчано-гравийной смеси, все разровнять, просчитать, обмерить...Строительство закипело! Вырыт котлован, заложен фундамент, возведены бетонные конструкции, подведены коммуникации, поднялись вверх стены...        

И вдруг все замерло. Из-за отсутствия финансирования стройка была заморожена на долгие годы. Да и какой там дворец, когда в магазинах грустили пустые полки! Когда не за дефицитом, а  за обыкновенными товарами выстраивались очереди обозленных нервных покупателей. Когда за  обесцененные деньги, по выделенным каждой семье талонам, можно было купить только самое необходимое для жизни.

Время шло... Сменился статус государства, обретшее независимость. Сменилось  его руководство... Подрастало новое поколение... А по бетонным, осыпающимся ступеням бывшей новостройки гонялись ветра, снега и дожди делали свое разрушительное дело. Сквозь обветшавшие со временем стены можно было видеть напролет и проспект, и городскую центральную библиотеку...

Автор этих строк с фотографиями о запустении и рухнувшей надежды о новом храме культуры обращалась к председателю Миноблисполкома, в управление и Министерство культуры. О том, что многочисленные культурно-массовые мероприятия проводятся в библиотеках, учреждениях образования, на предприятиях (например, первые два конкурса красоты «Мисс Молодечно» проводились на радиозаводе «Спутник»), республиканские фестивали театрального искусства «Маладзечанская сакавіца» – в созданном к тому времени на базе бывшего ГДК Миноблдрамтеатре, республиканские фестивали белорусской песни и поэзии «Молодечно» – на городском стадионе и Центральной площади. Назначались и избирались новые руководители города (а их сменилось до возобновления строительства пять), и все они добивались решения наболевшего вопроса.

Из воспоминаний бывшего зампредседателя горисполкома по капстроительству Николая Степановича Воронова: «После трудоустройства на новую должность и моего первого рабочего дня в исполкоме, ознакомившись  с предстоящими задачами и проблемами, заглянул на пустующую стройку в центре города. Да она никак и не пустовала! В отдаленном углу слышались полупьяные голоса пирующих бомжей. Голодная собака рванула за угол с огрызками от пиршества. Обломки кирпичей, застывший бетон, зеленовато-белые в подтеках сырости стены, отсутствие кровли, разграбленные  алюминиевые блоки и решетки на окнах. Впечатление гнетущее...Отсутствие финансов сказалось не только на дворцовской проблеме: срочной денежной подмоги требовало строительство школы в шестом микрорайоне, из-за остановки станкозавода замерла и его котельная, обогревавшая близлежащие дома...Трудное было время!».

Все изменилось в 2001 году, когда на «закрытом» обсуждении проблем во главе с председателем горисполкома Николаем Устимовичем Чурсиным, его первым замом Ефимом Ароновичем Идельчиком и, конечно, Вороновым , было решено пригласить на открытие очередного фестиваля белорусской песни и поэзии Президента страны. Осуществить это было не так-то и просто: «город солнца» был в ту пору почти закрытой темой для подобных вопросов из-за давнишних разногласий с давнишним его мэром.

Но к радости руководства (а, возможно, и некоторых опасений) Александр Григорьевич дал согласие посетить город. Первой его остановкой был шестой микрорайон и будущая СШ №14. Результаты этого визита известны теперь всем молодечненцам : четырнадцая школа и ее ученики процветают!

Но мне, как заведующей в то время городским отделом культуры, посещение Президентом «графских развалин»  дворца, запомнился особенно. Увиденное настолько впечатлило Александра Григорьевича, что его вердикт был однозначным и не требующим возражений: «Стройку возобновить немедленно! Все недоделки устранить! Ровно через год встречаемся на торжественном открытии дворца, обращаю ваше внимание – ровно через год!!!»

Казалось, этот срок был немыслимым. То, что разрушалось годами,  отстроить заново стоило и больших финансовых вложений, и людских ресурсов, и несомненного оптимизма. После отгремевших фестивальных дней руководству города пришлось приложить немало усилий, чтобы сформировать бригады подрядных организаций, поскольку зависшие прежние долги и с трудом выделяемое финансирование ставили препоны. Однако стройка начала новую жизнь и вскоре на ней трудились специалисты не только со всей области, но и республики.

На многочисленные субботники и воскресники выходили работники культуры, образования, коммунальных служб, предприятий и учреждений города. В моем ежедневнике тех лет сохранились пометки предпоследних до открытия дворца дней: «На субботник 8 октября – культура 84 чел., горисполком, налоговая – 50 чел., областные театры, музей, госстрах – 40», «Субботник 4 октября, культура –122 чел...»

В тот насыщенный событиями год Николаю Устимовичу Чурсину  пришлось приложить немало усилий, чтобы обеспечить своевременную поставку и оплату оборудования, заработную плату всех, кто трудился на строительстве школы и дворца одновременно. Горфинотделу приходилось изыскивать и другие источники для финансирования отдельных статей расходов по изготовлению "одежды" сцены, оконных штор, спецодежды для технических служб, устройства зимнего сада и прочих приобретений. Естественно, что связи с огромным объемом этих и других обязанностей , должен был брать бразды правления в свои руки директор нового учреждения культуры.

Решением горисполкома на эту должность в августе 2002 года была утверждена  Светлана Грицкевич, позже сменившая свою фамилию на Сороко.

         Продолжение следует...

 

                                                                                  Надежда Сидоренко, зав. отделом культуры

                                                                                   Молодечненского горисполкома (1985- 2005 гг.)

свернуть

Будем знакомы - 20-летию Дворца культуры посвящается (2 часть)

развернуть

С чувством особой благодарности вспоминаются те, кто был на первых рубежах новостройки. Генеральным подрядчиком строительства был определен ООО «Будавник-169» во главе с директором Виктором Шелегом, человеком выдержанным, немногословным. И в то же время внутренне собранным, нацеленным на результат, способным, если надо, доказать свою точку зрения, убедить в своей правоте. Его вклад в начало строительства неоспорим. Начальник управления капитального строительства горисполкома Иван Кунцевич говорит о Викторе Геннадьевиче, как о толковом, ответственном руководителе, умеющим точно определить поставленные задачи и повести за собой людей. Можно только догадываться, как болела его душа  за годы забвения начатого дела, когда стройка была «заморожена» на долгие годы в связи с негативными перестроечными процессами в обществе.

Как уже говорилось раньше, визит в Молодечно в 2001 году Президента Александра Лукашенко стал переломным моментом в строительстве Дворца. И поскольку был дан конкретный срок ввода в строй нового объекта культуры, работы возобновились с особым  рвением. Чтобы ускорить процесс завершения строительства решением Минского областного исполнительного комитета, который возглавлял в то время  Н.Ф.Домашкевич, обязанности генерального подрядчика были возложены на «Минскоблсельстрой» (генеральный директор Василевич В.С., заместитель директора Безушко М.С.). Тридцать пять организаций были задействованы на стройке, в том числе из Солигорска, Слуцка, Гродно, Минска, Лиды, Жодино. Несомненно те, кто вложил свой труд в возведение Дворца, посещая сегодня его многочисленные мероприятия или просто проходя мимо, вспоминают те горячие дни, когда каждый час решал успеть или не успеть к намеченной дате открытия.  Всех не назовешь, но вот некоторые из организаций и их руководители, чей труд вот уже почти двадцать лет радует молодечненцев и гостей города:  ООО «Спецстроймеханизация» (Манюк К.К.), ООО «Строитель-197» (Сенько П.И.), УП «ПМК-213» ООО «Забудовастрой» (Борисов А.Ф.), УПП «Молодечноэлектромонтаж» (Руденко А.И.), ООО «Сангрант» (Батан В.В.), филиал РУП «Минскэнерго» Молодечненские электросети (Сарычев С.С.), ООО «Мадия» (Торчило М.В.),  ООО «Стройсервис» (Харлан С.Н.), ООО «Декор-колер» (Голубович В.П.), ООО «Отделочник-198» (Божко И.И.)...Пусть простят мне те, кто не отмечен в этом почетном списке, вы все в благодарных сердцах посетителей Дворца.

В связи с огромным объемом работ по введению в строй Дворца культуры должен был приступить к своим обязанностям директор нового учреждения. Решением горисполкома (во главе с председателем Н.У.Чурсиным) на эту должность в августе 2002 года была утверждена Светлана Грицкевич. В модных нарядах и туфельках на высоких каблуках она казалась тоненькой и хрупкой. С трудом верилось, что даже имея десятилетний опыт работы в районном центре народного творчества и культурно-просветительной работы, она справится с новыми обязанностями руководителя такого огромного учреждения. Но вскоре оказалось, что за внешней легкостью, улыбчивостью и мягкостью скрывается волевой характер, большие организаторские способности и умение работать с людьми. Красный диплом Белорусского университета культуры и искусств и приобретенные знания по специальности «Культурология, менеджмент социально-культурной сферы» несомненно увеличивали шанс преодоления всех трудностей и забот.

Светлана Григорьевна (позже сменившая фамилию на Сороко) стала формировать кадры своих будущих помощников. Почти весь коллектив городского Дома культуры вошел в штатный состав Дворца. Но одними из первых были трудоустроены главным инженером Александр Ахраменко и ведущим  инженером по электронным и звуко- световоспроизводящим приборам Михаил Кречмер. Многочисленным службам по техническому обслуживанию здания  предстояло детально изучить работу нового оборудования, обеспечивающего его повседневную эксплуатацию. Были сформированы отдел кадров, бухгалтерия, административно-хозяйственная служба.

Всех, кто был трудоустроен, Светлана Григорьевна настраивала на выполнение любых необходимых на тот момент заданий.  Надо было оснастить необходимым оборудованием и мебелью рабочие кабинеты, большой  концертный и малый зрительные залы, костюмерные, зал для занятий хореографией, другие  репетиционные и  гримерные комнаты. Были отобраны, заказаны и приобретены кресла для зрителей, компьютеры, зеркала, ковры, жалюзи, шторы (за пример брались столичные учреждения культуры). Особое внимание уделялось подбору растений и оформлению зимнего сада, который должен был встретить гостей своей зеленью и красотой. Директору следовало все предусмотреть. Например, оказалось, что для работников билетной кассы выделено крохотное помещение, где нельзя было разместить необходимую для труда и короткого отдыха мебель и аппаратуру. Пришлось архитектору со  строителями принимать срочные меры для исправления этой оплошности.

По проекту на третьем этаже здания должно было быть создано летнее кафе под открытым небом. Казалось бы, интересная задумка. Но что делать и как укрыть все хозяйство этого пункта общественного питания зимой? К тому же не было учтено, что в районе Зеленого городка самый низкий уровень дорожного покрытия и самая высокая загазованность воздуха. Вовремя спохватились. Теперь на третьем этаже Дворца универсальный зал, где проводятся репетиции, вечера отдыха и  другие небольшого масштаба мероприятия.

Были внесены изменения в проект приемной и кабинета директора. Сейчас в просторном помещении для проведения совещаний и встреч размещены фотографии высоких гостей и звезд эстрады, многочисленные дипломы и почетные грамоты республиканского, областного и районного значения за многолетнюю и плодотворную творческую деятельность коллектива под руководством Светланы Сороко.

         ТОЧКА ОТСЧЁТА – ОКТЯБРЬ 2002 ГОДА

Вернемся в волнующий день 17 октября 2002 года, день торжественного открытия Дворца культуры. К сожалению, не удалось найти фотоснимков, запечатлевших торжественные моменты встречи  хлебом-солью Президента, вручения директору Дворца символического ключа от нового храма культуры. Бережно хранится фотография, на которой Александру Григорьевичу вручают памятный сувенир от молодечненцев.

В ходе визита высокие гости обошли главные помещения Дворца. В концертном зале их встречал праздничным приветствием народный ансамбль песни и танца «Спадчына», в малом зале – участники клуба ветеранов войны и труда «Адпачынак». Президент оставил свои пожелания в Книге почетных гостей. Осталась и фотография Президента  вместе с участниками клуба ветеранов, которая потом была вручена каждому из них.

В номере «Маладзечанскай газеты» за 19 октября 2002 года есть такое объявление: «Шаноўныя маладзечанцы! Віншуем вас з нашай агульнай радасцю – адкрыццём Палаца культуры, які стане месцам адпачынку і ўдасканалення вашых творчых здольнасцей. З гэтай нагоды запрашаем на Тыдзень адкрытых дзвярэй.  Для вас: экскурсія па Палацы, наведванне выстаўкі мастакоў горада і дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва, знаёмства з работай клубных фарміраванняў. Вы зможаце стаць паўнапраўнымі гаспадарамі Палаца, калі будзеце пастаяннымі ўдзельнікамі нашых шматлікіх гурткоў, клубаў, студый, аб’яднанняў».

Первым во Дворце прошел большой праздник, посвященный чествованию работников разных отраслей производства. Со всей Минской области съехались в наш город представители строительных организаций, учреждений культуры, образования, охраны здоровья и других отраслей народного хозяйства. Было много благодарственных слов и поздравлений, наград, цветов и подарков. И,  конечно же, музыки, песен и танцев. Сотни молодечненцев приходили во Дворец, чтобы полюбоваться его красотой. Люди разного возраста, нередко семьями посещали и посещают по сей день массовые мероприятия, концертные программы, художественные выставки, встречи с интересными людьми. Многие становились участниками любительских объединений. Казалось, что появилась не новое учреждение, а новая планета культуры и творчества. Она притягивала  и притягивает к себе какой-то неведомой силой. Даже случайному человеку здесь становится интересно.

Девизом коллектива Дворца стал слоган: «Мы работаем для вас!». К слову, штат работников Дворца составляет более сотни человек. О тех, кто долгое время служил культуре, кто и сейчас остается верным выбранному делу – в следующих материалах.

                                  Надежда Сидоренко, зав. отделом культуры Молодечненского горисполкома в 1985-2005 гг.

свернуть

Будем знакомы - Они были первыми

развернуть

О том, как работают творческие коллективы Дворца культуры знают все. Более 400 мероприятий ежегодно, из них десятки международных, республиканских и областных фестивалей, смотров-конкурсов, выставок, спектаклей и концертов. Этому свидетельствуют сотни почетных грамот, дипломов и других наград директору, работникам дворца и участникам художественной самодеятельности.

А вот о работе технических служб Дворца культуры можно судить по одному неординарному случаю. Летним июньским днем накануне очередного Национального фестиваля белорусской песни и поэзии над Молодечно разразился многочасовой ливень. По кровле Дворца культуры лупили грохочущие потоки воды. Казалось разверзлись небеса и все, что накопилось за жаркие дни начала июня, хлынуло на землю. Вся боковая стена на сцене с аппаратурой для звукообеспечения была залита водой. Внизу, в проемах, где тросы от колосников, из ливневки как с брансбойта хлестала рыжая водяная смесь. Шум ее заглушали раскаты грома и проливной дождь. Ситуация была аховой! По городу пестрели афиши, зазывая зрителей на открытие завтрашним днем заключительного тура конкурса молодых исполнителей эстрадной песни по программе фестиваля. Все могло сорваться накануне праздника. К счастью, не смотря на позднее время, директор оказалась на месте. Светлана Григорьевна мгновенно оповестила главного инженера и энергетика, ведущего инженера службы свето-звукообеспечения, дежурных электриков и сантехников. Через минуту все были на месте. И все, включая "главных", не взирая на должности, разбирали, промывали и чистили, сушили детали усилителей, контроллеров, процессоров, насосом откачивали воду из приямков подвального помещения. И только далеко заполночь разошлись по домам, чтобы вновь с самого утра быть на "боевом посту".

Конкурсные и другие фестивальные мероприятия прошли безукоризненно. Как часы отработали микрофоны,  звукоусилительное оборудование, и никто из прибывших на фестиваль гостей,  даже не догадался о произошедшем. За годы с открытия Дворца, такое случилось впервые. Ливневка  не выдержала напора воды и дала сбой. Но не дали сбоя ответственные  технические службы Дворца.

Теперь, немного о них...

Александр Ахраменко появился в кабинете заведующей отделом культуры горисполкома летом 2002 года. Высокий, стройный, худощавый. Немного смущаясь, стал выяснять возможность трудоустройства  на новом объекте культуры. Поведал о себе: после окончания Белорусского политехнического института, был оставлен в стенах родной альма-матер, где и отработал пять лет в должности инженера кафедры английского языка. В его обязанности входило техническое обеспечение учебного процесса студентов в трех лигофонных кабинетах и кабинете спутникового телевидения. Знания, полученные в институте, его терпеливый и мягкий характер помогали находить язык и со студентами, и более, чем  с полсотней преподавателей. Затем был ОАО  "Электромодуль", раньше известный  в СССР и  гордившийся  своими достижениями,  но к тому времени терявший свои позиции. Многие его коллеги стали искать более денежную или престижную работу. В том числе и Александр. Понимая, что о высоком денежном вознаграждении в учреждении культуры мечтать не приходится,  хотел испробовать свое техническое образование на новом поприще.

Кандидатура Ахраменко, как и других, кто обращался по поводу трудоустройства, была предложена на рассмотрение директора  Дворца культуры Светланы Сороко.  И уже в сентябре Александр Валентинович, как главный инженер Дворца, вместе со Светланой Григорьевной стали внимательно отбирать технических работников по обслуживанию огромного, 10225 м2 здания - сантехников, электриков, механиков, свето- и звукооператоров и т.д. и т.п. В подчинении Александра Валентиновича было около сорока человек. По ходу завершения строительства Дворца с помощью работающих специалистов изучали техническую документацию и возможности обслуживания всех  узлов и механизмов, скрытых от внимания посетителей в многочисленных приспособленных помещениях.

Стремительно приближался октябрь и дата открытия Дворца культуры. И, конечно, как воздух были нужны специалисты, которые бы могли обеспечить  достойную встречу гостей города во главе с Президентом и проведение торжественного собрания на главной сцене концертного зала Дворца. Хлеб-соль, цветы, вручение директору символического ключа нового учреждения, знакомство гостей с коллективами, выставками...А впереди ожидался большой съезд  руководства Миноблисполкома и представителей всех районов Минской области, где чествовались строители нового учреждения культуры , и был большой праздничный концерт.

Из большого числа претендентов на должность "главнокомандующего сценическим светом и звуком" Светланой Григорьевной был принят Михаил Кречмер. Теперь его должность звучит так - ведущий инженер по электронному   и звуковоспроизводящему оборудованию. Вот уже почти двадцать лет рулит он командой опытных специалистов. Харизматичная внешность, спокойный характер, выдержка. Бывают моменты, не без этого, когда человек вскипает мгновенно из-за чьей-то безалаберности или  ошибки. Но это редкий случай. Михаил Борисович вежлив и  тактичен в отношении с сотрудниками.

                                                  За  его плечами Минский радиотехнический институт, конструкторское бюро завода "Спутник", производившего в то время продукцию, в основном,  для оборонной промышленности. Завод был востребован, работать в нем было престижно. Тем более в должности инженера-конструктора отдела нестандартного оборудования, где работали около 80 человек . Там царила творческая атмосфера, разрабатывались и изготовлялись приборы для "оборонки". Знания, приобретенное в ВУЗе и на практике, очень пригодились Михаилу Борисовичу и его друзьям, когда появилась возможность выезжать в далекое зарубежье, чтобы не только увидеть новые места, но  и заработать средства на квартиру, машину и семью. Жизнь казалась безоблачной, но... Перестройка обрушила привычную  жизнь многих людей, в том числе и  таких предприятий, как успешный радиозавод "Спутник". И когда Михаила Борисовича, как классного специалиста , пригласили на работу  во Дворец, он   принял решение, определившее его судьбу почти на двадцать лет вперед. Скорее всего потому, что первое его  образование было связано с музыкой. Он научился играть на кларнете в детской музыкальной школе, играл в духовом оркестре института и освоил саксофон, выступал на разных площадках с группой "Молодечно". Во Дворце новое дело захватило прежде всего тем, что напрямую связано с искусством. И  еще, что результаты его труда и труда его товарищей приносят удовлетворение, когда видишь улыбки зрителей после очередного мероприятия, когда знаешь, что твоя работа выполнена на отлично.

Много лет работали рядом  знающие свое дело специалисты - Александр Заливский и Петр Вербицкий, которым пришлось не без сожаления сменить свою трудовую деятельность на более доходную.

Теперь за пультами звукооператора Антон Белан, зав.сектором постановочного освещения, и Дмитрий Титов, зав.сектором звукового оборудования, выпускники Молодечненского муз.колледжа. Антон по образованию тоже кларнетист, высшее образование получил в БГУКИ и тоже по классу кларнета. Однако, жизнь вносит свои коррективы, которые привели его во Дворец. Со слов начальника, Антона характеризует надежность и добропорядочность, умение схватывать все на лету. Он быстро освоил звуковой и световой пульты, относится к любому делу с большой ответственностью. И может гордиться тем, что занял третье место в Российском конкурсе художников по постановочному освещению. Свое увлечение музыкой Антон не оставил, принимает самое активное участие в творческой жизни в кругу своих единомышленников и друзей.

                 

Дмитрий – фаготист, получил высшее образование в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов по специальности «музыкальный звукорежиссер, преподаватель», совмещая работу, учебу и воспитание недавно рожденной дочки. По характеру мягок, улыбчив, терпелив. В силу своего юного возраста немного мушкетер, только без острых  бойцовских  выпадов. Старается аккуратно и точно выполнять свои обязанности  под строгим оком начальника, который уверен, что в скором времени Дмитрий станет отличным специалистом.

Около двух лет должность ассистента звукорежиссера занимает талантливый музыкант Геннадий Сушко, старший сын династии известного в республике Иосифа Фомича Сушко, отдавшего служению культуре всю свою жизнь. У Геннадия Иосифовича за плечами большой опыт работы с песенными и музыкальными коллективами, выступавшими на престижных сценических площадках и отмеченные многочисленными наградами . Он организатор проведения республиканских фестивалей джазовой и эстрадной музыки. Выдержан, терпелив, спокоен. Умеет поддержать и дать дельный совет. В команду был принят безоговорочно.

А выше уровня последних рядов зрительного зала светится окошко светооператора. Здесь "колдует" за пультом Виктор Марковский. С полным  правом  его  можно назвать художником по свету. От его умения и желания тоже зависит сценография любого мероприятия.

                                               

Команде Михаила Борисовича, а это около 10 человек, как и всему коллективу Дворца, добавилось работы с открытием десять лет назад амфитеатра в городском парке. Когда приближается пора  открытия летнего сезона для отдыхающих, им приходится перевозить со Дворца и монтировать более сотни приборов светозвукового оборудования. Чтобы теперь, когда  афиши зовут зрителей на очередные концерты,  танцевальные вечера  и праздники, до полуночи сидеть за пультами, всеми чувствами и нервами следить за четкой работой аппаратуры. Чтобы опять звучали здесь  музыка и песни, бурлил фестивальный парк новыми именами и звездными открытиями, чтобы сердца людей  вновь открывались  навстречу прекрасному.

                                                                                                                                                                                                                      Надежда Сидоренко, редактор информационного отдела Дворца культуры

                  

 

свернуть

Будем знакомы - Три девицы под окном...

развернуть

Три девицы под окном...

Вы возможно видели, как Филипп Киркоров в шоу-программах хвалится содержимым своих гардеробных, занимающих три этажа? Как он рассказывает, показывая сотни нарядов, занесенных в компьютерную базу данных?

Так вот, костюмерные Дворца культуры нашего города расположены тоже на трех этажах, и каждый костюм тоже занесен в компьютерную базу данных, помечен инвентарным номерам с указанием года приобретения и стоимости. А по количеству  костюмов  возможно обойден даже король эстрады: их более 7 тысяч, не считая сотен обуви и аксессуаров. У одной только "Спадчыны" около 270 мужских и женских нарядов для хорового коллектива,  оркестровой и танцевальной групп, изготовленных по заказу в профессиональных белорусских ателье. Понятно,что  ансамбль песни и танца, имеющий почетное звание "Заслуженный коллектив Республики Беларусь", должен быть костюмирован соответственно, чтобы с первых выходов на сцену создавать атмосферу национального шарма и красоты.

Заведует костюмерной Людмила Рауба. Этой ее должности гораздо больше лет, чем самому Дворцу. Царствовала она еще в  весьма скромной тогда костюмерной бывшего городского Дома культуры с 1996 года. Но скорее слово "царствовала" можно было в ту пору вполне заменить словами "работала Золушкой". Потому что в ее обязанности входило не только выдать костюмы участникам перед выступлениями и убрать их после. Сдать в прачечную пропотевшие рубахи, блузки и прочие атрибуты концертной одежды, если нужно, простирнуть руками, подшить, почистить, сдать обувь в ремонт, исправить мелкие детали кокошников, веночков... А уж выезды коллективов ансамбля или народного театра с гастролями за пределы страны, требовали от костюмера особого напряга и труда.

Теперь во Дворце имеется своя "мини-прачечная", где можно выстирать и просушить сценические наряды после их интенсивного использования.

Работа незаметная, но весьма напряженная. Дворцом проводится более 400 мероприятий  в год. И Людмила Константиновна подбирает соответствующие убранства каждому творческому коллективу , а их в только в отделе художественной самодеятельности  пятнадцать. Но костюмами пользуются и  в отделах по работе с детьми и молодежью, и культурно-зрелищных мероприятий, в отделе традиционного искусства и любительского творчества, а также в отделе культурно-досуговой деятельности.

Вращаться в кругу артистов  и не заразиться сценическим искусством Людмила Константиновна не могла. Когда создавался клуб пожилых людей "Адпачынак", она завлекла в его ряды  бывших участниц танцевальной группы ансамбля "Спадчына" и  сама стала танцевать. Зрители всегда с любовью  встречают выступления артистов "золотого возраста". Многие, несомненно, любовались и  самой Людмилой, когда она в паре с Александром Шалимовым, кружат в старинном вальсе "Осенние листья" в сопровождении хорового коллектива. Это так  трогательно, что от восхищения  увлажняются  глаза, а  зал кипит от криков "браво" и аплодисментов.

                                       

Любовью к  искусству Людмила заразила и старшего сына Дмитрия, и своих четырех внучат. Даша, возможно будущая пианистка, Арсений - трубач, Яна осваивает скрипку, а самый младший, гимназист Тимур занимается хореографией. Не факт, что у каждого из них нынешние увлечения станут профессией, но то что музыка  и искусство в целом благотворно влияют на воспитание и становление личности ребенка, доказано специалистами давно.

Те, кто работает в швейной мастерской, многие костюмы шьют сами. И здесь без профессиональных специалистов  не обойтись. Десять лет должность художника-модельера высокого класса занимала Наталья Мелюк . Внимательная к запросам "заказчиков", организующих очередное мероприятие во Дворце или за его пределами, она детально изучала характеристики костюмов, как средств для возможности внешнего  воплощения исполнителей в каждый конкретный образ. Затем искала пути приобретения нужных тканей, отделочных материалов. И начиналось колдовство, когда из рук мастериц появлялись народные или современные костюмы для взрослых и детских коллективов,  наряды  для  оперных постановок или сказочных персонажей в блестках, кружевах и пайетках. Оценить  одну из работ, можно взглянув на фото из спектакля театра миниатюр "Браво!" "Ай да Ханума!".

Сейчас в  мастерской по костюмам царят  художник-модельер Елена  Яковлева, швея Светлана Яцкевич и конечно,  Людмила, которая за годы работы Дворце пережила уже третье поколение мастеров швейного дела.

                 

Три девицы под окном шьют костюмы день за днем...

Главная здесь, конечно, Елена Денисовна, которая следуя замыслу режиссера, разрабатывает эскизы очередного сценического шедевра, согласовывает, снимает мерки , кроит, примеряет... Мягкая улыбка, тихий голос , спокойный, но требовательный  характер. В свое время она закончила учебно-курсовой комбинат, который выпустил десятки, а может и сотни швей-мотористок. С благодарностью вспоминает Елена своих наставниц Евгению Торгонскую и Валентину Михайлову, обучавшую  своих подопечных конструированию одежды, технологии пошива и другим секретам мастерства. Как настоящий художник она ищет разнообразие в цвете, отделке, фактуре костюма, соответствие его сценическим требованиям и замыслам автора.

Кстати, мастерицы не делают скидок на свои должностные обязанности и работают вместе с утра  до вечера. Как заметила Светлана Витальевна,  усидчивая, ответственная и преданная  своему делу  швея: "На  анекдоты и пустые разговоры нет времени". К примеру, в новогоднем представлении в канун этого года было занято около полсотни участников. И все костюмы для них были изготовлены к этому событию  во Дворце (некоторые их них, в разное время). Тот, кто имел возможность быть на новогодних праздниках наверняка восхищались костюмированием персонажей. 

Готовясь к своему двадцатилетию, Дворец проводит ежедневную, разнообразную и очень насыщенную работу по многим направлениям культурно-досуговой деятельности. И свой незаметный, но  очень заметный для зрителя вклад, вносят в нее золотые руки, иначе  и не скажешь, тружениц швейного дела.

      Надежда Сидоренко, редактор информационного отдела Дворца культуры г. Молодечно

                                                                 

свернуть